A A A Выкл/Вкл изображения ФОН ВЕРНУТЬ КАК БЫЛО

 Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

В  МБДОУ – д/с №76 функционирует 13 возрастных групп, из них:   4 компенсирующей направленности для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, 1 компенсирующей направленности для детей - инвалидов – колясочников с детским церебральным параличом  разновозрастная, 8 - комбинированной направленности. Группы укомплектованы с учетом возраста и заболевания. При входе в здание ДОУ имеется пандус, зрительные ориентиры, на здании висит табличка Брайля.

МБДОУ д\с № 76 посещают 15 детей-инвалидов, 111 детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны. В ДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

В ДОУ создана специализированная группа для детей-колясочников с ДЦП, не обслуживающих себя. Имеется специальное оборудование (модифицированные ортопедические модули, сухой бассейн, тренажеры для обучения ходьбе, вертикализатор, тренажер для развития мелкой моторики рук, коляски, ходунки, головодержатели, ортезы), что делает пребывание детей комфортным и дает возможность раскрыть свой личностный потенциал.

Для развития оптимальной двигательной активности детей физкультурный зал оснащен:

- спортивными модулями для создания различных комбинаций;

- имеется надувной батут;

- фитболы;

- тренажеры для развития различных групп мышц;

- сухие бассейны для релаксации, массажа

- нестандартное физкультурное оборудование;

- атрибутами для подвижных игр.

В группах оборудованы физкультурные уголки массажными ковриками, коррекционными дощечками для создания наклонной поверхности стула, спортивные модули, солевые грелки, индивидуальные коврики, модифицированное оборудование для коррекционных занятий.

Дети поступают в ДОУ по заключению ЦПМПК. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ стремятся создать все необходимые условия для образовательного процесса  детей со сложным дефектом. На заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ на каждого ребенка утверждается «Индивидуальный образовательный маршрут». Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми со сложным  дефектом и детьми-инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации, абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает:  занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре, плаванию в соответствии с учебным планом группы, в которой находятся дети-инвалиды;  программу логопедической коррекции на логопункте. Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями. Для комплексной оценки физического состояния детей два раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, сводное диагностирование. Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование детей-инвалидов с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ПМПК и  отображаются в отчетах педагогов на каждого ребенка индивидуально.

Особенностью  коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обязательность адекватности образовательной программы не возрастному стандарту, а индивидуальному образовательному потенциалу каждого конкретного ребенка, его физическим и психическим возможностям.

В ДОУ имеется оборудование для проведения занятий в сенсорной комнате, компьютерном классе, имеется логопункт,  кабинет психолога, физкультурный зал, музыкальный зал, плавательный бассейн с подъемником для погружения детей-инвалидов в чашу бассейна,  сухие  бассейны.

В нашем ДОУ был открыт и оснащен оборудованием компьютерный класс, доступный и приспособленный для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

В компьютерном классе дети знакомятся и осваивают особенности использования ноутбуков и графических планшетов, практические приемы рисования на данных средствах ИКТ и возможности использования их в непосредственной образовательной деятельности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

В сенсорной комнате имеется игровой комплект «Пертра», который предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного возраста, используется для проведения индивидуальных, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Набор  «Пертра» вызывает y детей интерес и повышает их познавательную активность. Отсутствие  жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом пробуждает фантазию и любопытство детей и содействует их творческому развитию.

Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Так, на музыкальном занятии  интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, который становится более понятным для детей. Использование интерактивной доски помогает развивать у наших детей с ограниченными возможностями здоровья такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения задания и контроля за деятельностью.

Новое оборудование детского сада – интерактивный стол, песочница  (модуль для рисования на песке), позволяет организовать работу в группе. Дети одновременно выполняют одинаковые операции, или каждый отдельную часть общего задания, что решает образовательные задачи и формирует социальные взаимосвязи.

Создание рисунков на песке помогает детям концентрировать внимание и память, развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, мышление и внимание, воображение и фантазию, а также умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную активность - все это способствует гармоничному развитию личности ребенка.

К тому же необходимо отметить, что рисование песком - это уникальный и эффективный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Во время рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

Органично в развивающую среду групп вписалось оборудование для сюжетных игр. Дошкольники с удовольствием играют в «Магазин», «Семью», «Парикмахерскую», «Больницу».

Особо хочется отметить игровое оборудование  для детей инвалидов-колясочников с детским церебральным параличом: настольные игры «Семейка Джубиду», «Найди фигурке место», «Лу-Лу», проволочный лабиринт, разнообразные многофункциональные  игровые модули «Кухня»,  «Город», «Магазин», «Юный доктор» для организации  игровой деятельности. Дидактическая дорожка с наполнителями, игра «Кочки», «Черепаха» для коррекции осанки, плоскостопия, физического развития, снятия мышечной усталости, напряжения в конечностях, активизации сенсорных, зрительно-слуховых ощущений.

Оно используется в целях  коррекции познавательной деятельности детей инвалидов-колясочников, не обслуживающих себя, развития их произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.  Данное игровое оборудование позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Занятия  с таким игровым оборудованием помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации. Коррекционная работы с данным видом оборудования основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора сенсорики.

Организация предметно-развивающего пространства создает условия для реализации комплексного подхода к обеспечению физического, познавательно-речевого, эстетического, социально-личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.

 

 

 

 

 

 

Архив документов

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Положение о защите персональных данных воспитанников и родителей (законных представителей) воспитанников  (смотреть)