Авиационные власти России готовы предоставить Air Astana право пролета по транссибирскому маршруту на «весьма льготных условиях», говорится в протоколе встречи Минтранса России и министерства по инвестициям и развитию Казахстана (его опубликовала Росавиация в среду). Что представляют собой льготные условия – в документе не сказано.
За пролет над Сибирью без посадки в России иностранные авиакомпании вносят платеж (роялти) «Аэрофлоту», размер которого зависит от количества перевезенных пассажиров и договоренностей с «Аэрофлотом». Больше всего по транссибирскому маршруту летают Air France, British Airways и Lufthansa, рассказывал менеджер одной из них. Air Astana пролетает над Сибирью всего 300 км на единственном маршруте Астана – Улан-Батор, по определению Международной организации гражданской авиации (ICAO), трассы между Казахстаном и Монголией не относятся к системе транссибирского маршрута и платеж за него взиматься не должен, сообщили в пресс-службе перевозчика.
Вместе со льготой по роялти Россия предлагает назначить на маршрутах Астана – Москва и Алма-Ата – Москва еще по одному перевозчику с частотой семь раз в неделю (сейчас назначены «Аэрофлот» и Air Astana), причем казахская сторона может не ставить на маршруты вторую авиакомпанию, а отдать новые частоты Air Astana, говорится в протоколе. Страны бывшего СССР противятся расширению авиасообщения с Россией потому, что у них всего по одной сильной авиакомпании, больше им назначать, по сути, некого, рассказывал федеральный чиновник.
Сибирская тайна
Размер получаемых ежегодно «Аэрофлотом» роялти не раскрывается, участники рынка оценивают их от $200–300 млн (столько было в 2000-е, когда из них не делали тайны) до $800 млн (исходя из роста авиасообщения между Европой и Азией).
Казахстан предложил, чтобы Air Astana летала без роялти и добавилось еще по две частоты в неделю уже назначенным перевозчикам, говорится в протоколе. Так как позиции стран разные, то они решили до 20 августа подготовить дорожную карту по развитию авиасообщения, Россия представит свои предложения до 20 июня.
Представители Минтранса России, «Аэрофлота» и Air Astana переговоры вчера не комментировали. Представитель мининвестразвития Казахстана не отвечал по мобильному.
«Платежи от Air Astana копеечные, важен сам факт. Если позволить какому-либо перевозчику из какой-либо страны не вносить роялти, то будет создан очень плохой прецедент, так как транссибирскими платежами недовольны все иностранные авиакомпании», – говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». Если Минтранс предлагает казахам скидку по роялти, значит, вопрос согласован с «Аэрофлотом», для которого с финансовой точки зрения это ничего не значит, добавляет собеседник. Причем скидка, продолжает он, не создаст опасного прецедента: другие перевозчики и их страны могут тоже просить о льготах, Россия сможет требовать взамен либерализации авиасообщения, такое уже бывало.
«Цены на перевозки в Казахстан высокие, любая авиакомпания, в том числе «Ютэйр», была бы заинтересована в развитии на этом направлении», – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Астана и Алма-Ата – интересные направления. Мы будем претендовать на эти частоты, если они появятся», – сказал представитель S7. Шесть маршрутов в Казахстан из Москвы (в Астану, Алма-Ату, Актау, Атырау, Актобе и Шымкент) «Аэрофлот» получил 26 октября 2015 г. вместо лишенной сертификата эксплуатанта «Трансаэро». Это самые коммерчески интересные направления «Трансаэро», говорили два федеральных чиновника и источник в «Аэрофлоте».