Венчурный фонд Арбузова объединился с Samsung и Добкиным

Коров без документов задержали сотрудники Россельхознадзора в Комсомольске-на-Амуре





Европа начала строить газопровод – конкурент проектов «Газпрома»

«Сегодня исторический день, – заявил во вторник вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. – К сожалению, я только это могу сказать по-гречески» (цитаты по «РИА Новости»). Перейти на язык эллинов еврокомиссара побудило начало строительства Трансадриатического трубопровода (TAP), чему была посвящена торжественная церемония в Салониках.

ТАР стоимостью 5,6 млрд евро – часть «Южного газового коридора», продолжение Трансанатолийского трубопровода. Магистраль длиной 878 км приведет в Европу азербайджанский газ месторождения Шах-Дениз (вторая очередь), мощность на первом этапе составит 10 млрд куб. м. Маршрут пройдет из греческого Комотини по дну Адриатического моря на юг Италии. Получателями газа могут быть страны Южной Европы. ТАР открывает возможность дальнейшего экспорта каспийского газа в Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию и Австрию, сообщает оператор проекта ТАР AG (BP владеет 20%, SOCAR – 20%, Snam S.p.A. – 20%, Fluxys – 19%, Enagas – 16%, Axpo – 5%).

В 2015 г. на Шах-Денизе, по данным BP, было добыто около 9,9 млрд куб. м газа и 2,3 млн т конденсата. Существующие мощности позволяют производить 10,8 млрд куб. м газа в год. Шах-Дениз – 2 готов более чем на 66%, первый газ ожидается в 2018 г., первые поставки по ТАР в Грузию и Турцию намечены на конец 2018 г., в Европу – на начало 2020 г. «Южный газовый коридор» может быть расширен и транспортировать больше, чем первоначально запланированные 10 млрд куб. м газа в год. Мы сможем в будущем получить больше газа как из Каспия, так и из Центральной Азии, таких стран, как Туркмения», – сказал Шефчович. Запуск ТАР изменит энергетический ландшафт Европы, считает управляющий директор ТАР Йен Брэдшоу.

Сейчас крупнейший поставщик газа в Европу – «Газпром». В 2015 г. он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 млрд куб. м, его доля рынка – 30,9%. По словам Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности». «Магистраль позволит многим странам в Центральной и Южной Европе диверсифицировать источники поставок газа», – подчеркивается в пресс-релизе Еврокомиссии.

ТАР – дополнительная балансировка рынка, говорит руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. Те страны, куда приходит газопровод, получат преимущество по ценам, но серьезного влияния на них он не окажет, считает он. В странах юга Европы есть потребность в газе, но гарантий, что новый трубопровод будет полностью загружен, нет, отмечает Кулагин.

Однако «Газпром» не готов уступать долю рынка. До конца 2019 г. «Газпром» с партнерами (BASF, E.On, ENGIE, OMV и Shell) собирается запустить газопровод мощностью 55 млрд куб. м газа для поставок в Германию по дну Балтийского моря. Еще один проект «Газпрома» – «Посейдон», газопровод в Грецию по дну Черного моря мощностью 12 млрд куб. м. Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин называет его мифическим проектом. Замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач считает, что TAP и «Посейдон» будут дополнять друг друга: в 2019 г. завершается контракт на поставку газа из Алжира, который приходит на юг Италии, и не факт, что Алжир сможет продолжить поставки в больших объемах.

Италия – третий потребитель российского газа (рост с начала года – 7,7%), в 2015 г. она купила у «Газпрома» 24,4 млрд куб. м, в I квартале этого года – 6,4 млрд куб. м газа, говорится в отчете «Газпрома». «Поставки российского газа в Италию через «Северный поток» будут еще более убыточными», – считает Корчемкин.