Татьяна Никитина: Выплата компенсаций за капремонт приостановлена для 9 тыс. южноуральцев

Как работает экономика совместного потребления





«Газпром» назвал цену «Северного потока – 2»

Строительство газопровода «Северный поток – 2» обойдется в 8 млрд евро, сообщил финансовый директор проектной компании Nord Stream 2 Пол Коркоран, пишет «Интерфакс». «И я уверен, что мы удержимся в этом бюджете», – цитирует его агентство.

Nord Stream 2 – консорциум будущих акционеров проекта, куда входят «Газпром», BASF/Wintershall, Uniper, Engie, OMV и Shell. «Северный поток – 2» протяженностью около 1200 км пройдет по дну Балтийского моря от российского побережья до Германии. Пропускная способность двух ниток – 55 млрд куб. м в год, он должен вдвое увеличить мощность газопровода «Северный поток» .

В июне 2015 г. предправления «Газпрома» Алексей Миллер в интервью Reuters оценивал предварительный бюджет «Северного потока – 2» в 9,9 млрд евро. Бюджет проекта не менялся, объяснил «Ведомостям» представитель Nord Stream 2: капзатраты составят примерно 8 млрд евро, а сумма 9,9 млрд включает затраты на финансирование.

Европа начала строить газопровод – конкурент проектов «Газпрома»

Каспийский газ, который пойдет по Трансадриатическому трубопроводу, может потеснить «Газпром» в Европе

Начать строительство планируется в апреле 2018 г., напомнил Коркоран. Ввод газопровода – до конца 2019 г. В апреле Nord Stream 2 заключила контракты на поставку трубной продукции с Europipe (40%), ОМК (33%) и ЧТПЗ (27%). Стоимость труб в таких проектах может составлять 20–25%, говорит источник в одной из трубных компаний, назвав стоимость проекта «абсолютно рыночной». До конца 2016 г. Nord Stream 2 выберет подрядчиков для укладки трубы, сказал представитель компании.

«Северный поток – 2» нужен «Газпрому» для поставок газа в Европу в обход Украины, напоминает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.

«Считать окупаемость проекта сложно – есть действующие мощности, которые позволяют транспортировать газ, они не требуют капитальных вложений», – отмечает эксперт. У проекта могут быть политические цели, говорил спецпосланник и координатор госдепартамента США по международной энергетике Амос Хочстейн. «Украина имеет доход более чем в $2 млрд от транзитных сборов. Угроза лишения этого дохода похожа на попытку давления на Украину в период, когда ее экономика обескровлена», – сказал Хочстейн в интервью «Интерфаксу».

Проект экономически обоснован, заявил Коркоран: «Что касается тарифа на перевозку газа – если сравнивать эти тарифы с украинскими тарифами, то тарифы на «Северный поток» гораздо ниже, примерно на 50%, чем через Украину» (цитата по «РИА Новости»). Миллер ожидает рост спроса на импортный газ в Европе до 100 млрд куб. м к 2025 г.: «Газпром» располагает резервом и готов нарастить поставки». В 2016 г. «Газпром» ожидает роста экспорта в Европу до 165 млрд куб. м (в 2015 г. – 159 млрд куб. м), заявил вчера «РИА Новости» заместитель Миллера Александр Медведев, средняя цена российского газа прогнозируется в диапазоне $167–171 за 1000 куб. м.

У «Газпрома» сложности с инвестпрограммой на этот год

Возможно, ее придется сокращать в случае роста дивидендов

Рентабельность проекта гарантирована для консорциума, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «Финансовое соглашение – такое же, как для «Северного потока», – дает им получение 100% транспортных тарифов из расчета пропускной способности всего газопровода, т. е. 55 млрд куб. м в год, независимо от того, будет ли газ в трубе вообще», – уверен Крутихин. Но без новых газопроводов на территории Германии «Северный поток – 2» останется тупиковой трубой, добавляет директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. У «Газпрома» есть долгосрочные обязательства по доставке больших объемов газа на границы Италии, Турции, Австрии, Греции и других стран Центральной и Южной Европы, новый маршрут при нынешних ценах принесет убытки. «Затраты на транзит через Словакию останутся до 2029 г. даже при нулевом потоке газа», – напоминает Корчемкин.

В мировой практике случается, что фактическая стоимость инфраструктурных проектов превышает сметную, отмечает старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. К примеру, американский нефтепровод Flanagan South подорожал с $1,9 млрд до $2,8 млрд, канадско-американский Keystone – с $5,3 млрд до $8 млрд.