В Казани обсудили проект благоустройства парка им. Урицкого

Конкурсное производство на челябинском алмазном заводе затягивается





Как три аналитика стали ходить вместо москвичей по магазинам

Сервис Instamart, который доставляет продукты из супермаркетов, создали в 2013 г. 27-летний Петр Федченков, бывший аналитик Goldman Sachs, и 28-летние братья-близнецы Андрей и Дмитрий Жулины, тоже раньше работавшие инвестиционными аналитиками в Goldman Sachs. Сейчас Instamart доставляет около 200 заказов в день из торговых центров Metro Cash & Carry, рассказывает Андрей Жулин. Бизнес-модель Instamart малозатратная: не нужно иметь складов, парка автомобилей, вкладываться в продуктовые запасы. Главное – найти партнеров-ритейлеров и нанять сборщиков, умеющих выбирать продукты и быстро комплектовать заказы прямо в магазинах. Эти люди – не обычные курьеры-экспедиторы, а профессиональные покупатели, которые, получив от клиента заказ, могут быстро собрать корзину в магазине, проверить сроки годности и отобрать лучшие по качеству мясо, фрукты или рыбу с прилавка, подобрать замену отсутствующей марке товара. Для операционного управления основатели наняли бывшего топ-менеджера Hermes-DPD Павла Глухова.

Сейчас выручка Instamart растет на 30% в месяц, а в 2017 г., по оценкам Андрея Жулина, она перевалит за 1 млрд руб. Средний чек сейчас достиг 5000 руб. Идея заинтересовала инвесторов – в декабре 2015 г. в Instamart несколько десятков миллионов рублей вложили сооснователь Qiwi Сергей Солонин и его партнеры, рассказали основатели Instamart. В конце 2016 г. Instamart планирует запуститься в Петербурге, в следующем году – в городах-миллионниках.

С поправкой на Россию

Федченков и Жулины вложили в Instamart 15 млн руб. личных сбережений. Разработали сайт-витрину с 5000 товаров (сейчас их около 20 000). Сняли офис у заброшенных железнодорожных путей в Свиблове, наняли двух сотрудников. Все начиналось с холодного обзвона корпоративных заказчиков, которые закупают продукты в офис. Именно они стали первыми клиентами, например компания онлайн-бронирования отелей «Островок».

На выполнении нестандартных поручений можно хорошо заработать

Сервисы нового типа против традиционных курьерских служб

Поначалу партнеры ориентировались на американский сервис доставки Instacart, который достиг капитализации $2 млрд. Он использует модель а-ля Uber: любой человек может подработать, собирая продуктовые корзины для заказчиков. Но в России эта модель, как показал опыт Instamart, не сработала: фрилансеры халтурили при выборе товаров, вели себя безответственно. «Несколько из них даже сбежали вместе с продуктами и банковскими картами, которые мы им выдали», – говорит Федченков. В 2014 г. компаньоны изменили кадровую политику – стали нанимать сборщиков в штат, обучать их: инструктаж длится две недели и содержит правила сборки и упаковки для каждого вида товаров – молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов. Сейчас таких сотрудников в компании около 30. Сборщики выбирают продукты с самым длинным сроком годности, умеют находить самые спелые фрукты, знают принципы товарного соседства: к примеру, отдельно упаковывают продукты и стиральный порошок.

Для сборщиков Instamart разработал мобильное приложение, которое рассчитывает маршрут в магазине – скажем, от конфет к мясу, а не наоборот. Оно также содержит инструкции: например, если нет молока «Домик в деревне», заменить его на другой бренд. Часто в заказе бывает 30–40 позиций, и по внутренним стандартам Instamart сборщик должен тратить 1,5 минуты на один продукт. От скорости и качества сборки зависит зарплата сотрудника – от 20 000 до 45 000 руб. Сотрудники проходят двухнедельный тренинг.

Сели на Metro

Когда Instamart только начинал, сборщики закупались в Metro как обычные клиенты, без скидок. За услуги сервис брал с заказчиков 10% от цены продуктов. Но такая комиссия не покрывала затрат, и партнеры не раз обращались к крупным ритейлерам с предложением сотрудничать. Сначала менеджеры сетей отнеслись к идее скептически, говорит Федченков. «Позже, когда оборот начал расти, в Metro дали нам скидку: сначала небольшую, но потом значительную – 9%», – объясняет он. Сейчас сотрудники Instamart закупаются в восьми столичных Metro. Выбирается магазин ближе всего к клиенту, чтобы сэкономить и доставлять покупки за обещанный клиентам срок – 3 часа.

Далеки от народа

На долю продуктов питания, по данным Instamart, приходится лишь 0,2% онлайн-торговли в России. В Великобритании – 5,1%, в США – 3,3%. 43% респондентов в России никогда не совершают покупки продуктов на сайтах магазинов, у которых есть офлайновые торговые точки, как показало исследование Nielsen.

Одно из главных достижений Instamart – что им удалось договориться о скидке с Metro, убежден Михаил Бурмистров, гендиректор компании «Infoline-аналитика». Далеко не все розничные сети готовы на такое партнерство, потому что видят в них потенциальных конкурентов собственным интернет-магазинам, добавляет он.

Клиенты Metrо – юридические лица и ИП, а покупатели Instamart – физлица, так что здесь нет конкуренции, замечает Оксана Токарева, представитель Metro Cash & Carry. Партнерство положительно сказывается на продажах Metro, отмечет она. Instamart планирует расширить пул магазинов Metro, с которыми сотрудничает, знает Токарева. Сейчас основные закупки ведутся в магазине на пр-те Мира, а в остальных магазинах – дополнительные. К ним добавится магазин Metro на юге Москвы. Сеть заинтересована в сотрудничестве и за пределами столицы, во всех 49 регионах присутствия. Сотрудничество с Instamart показывает, что Metro пока не видит возможности самостоятельно организовать онлайн-торговлю и решила купить уже готовую услугу за те самые 9%, комментирует Бурмистров.

Бегуны с тележками

В 2015 г. рынок услуг доставки продуктов из магазинов в России превысил 20 млрд руб., а к 2018 г. вырастет до 30–35 млрд руб., по оценке Instamart. Клиенты – десятки тысяч занятых горожан, мамы с маленькими детьми, корпоративные заказчики, покупатели, которые приобретают продукты для пожилых родителей. 25% покупателей в мире и 10% в России заказывают продукты с доставкой на дом, при этом 48% россиян говорят, что хотели бы совершать покупки онлайн с доставкой, показало исследование Nielsen за 2015 г.

«О'кей» ищет покупателей в сети

В прошлом году Лев Волож, сын основателя Yandex Аркадия Воложа, запустил MoscowFresh – сервис доставки продуктов с городских рынков. А в Санкт-Петербурге уже несколько лет работает служба доставки продуктов «Везёт мне». Это семейный бизнес: в кризисном 2009 году службу создал Денис Мерзликин вместе с женой – у него был опыт руководящей работы в логистических компаниях. «Везёт мне» доставляет товары из сетей «О’кей», «Ашан» и «Лента» по ценам магазинов. Семья вложила в бизнес 28 млн руб., большая часть которых пошла на разработку системы планирования заказов, портала с каталогами и ценами торговых сетей, а также мобильных приложений для водителя, комплектовщика и клиента. У службы есть штат из 50 водителей и 12 профессиональных комплектовщиков, которые закупают товары без скидок, как рядовые покупатели, рассказывает Мерзликин. Комиссию служба с клиентов не берет, зато доставка платная – 449 руб., с доплатой за срочность.

Вывести в тираж

У такого бизнеса есть проблемы тиражирования, полагает Бурмистров. Пока сервис мал, партнерство с ним устраивает ритейлеров, а когда заказов станет 2000 в день, ритейлеры могут просто не продлить договор, потому что чужие сборщики будут мешать работе магазинов, считает эксперт. Пока в каждом гипермаркете бегает по 3–4 сборщика, они никому не мешают, но, если бегунов станет 50 (это ведь не обычные покупатели, а люди, стремящиеся как можно быстрее собрать тележку), они создадут проблемы и для покупателей, и для продавцов, и для кассиров.

К тому же если служба доставки зависит только от партнерства с единственным крупным ритейлером, положение у нее довольно шаткое, убежден Бурмистров. Примерно три года назад «Везёт мне» решила задачу расширения бизнеса, став логистическим партнером премиальных сетей, у которых есть интернет-магазины, но нет собственных служб доставки, – «Азбуки вкуса», «Глобус гурмэ». И сейчас компания выполняет около 1000 заказов в день для этих сетей.

Instamart тоже пытается нарастить и диверсифицировать бизнес – он ведет переговоры с крупным ритейлером, хотя процесс идет тяжело, рассказывает Федченков. Планы амбициозные: через пять лет Instamart надеется выйти на $1 млрд, из которых 30–40% зарабатывать в России, а остальное – в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.