«Полюс золото» выкупит у Саида Керимова свои акции на 243,3 млрд рублей

На КАМАЗе будут изготавливать коленчатые валы для Ярославского моторного завода





Как три болельщика из Сибири открывали детские футбольные школы

Двадцативосьмилетний сибиряк Александр Семенцов с детства любил футбол. Он торговал пищевыми добавками через интернет, а в свободное время играл в футбол и болел за «Милан». В 2013 г. он задумал открыть собственную футбольную школу «Юниор» для детей от 3 лет – обычные спортшколы работают с детьми постарше, и ниша была пустой. Предварительно он опросил знакомых в соцсетях, чтобы выяснить, чего хотят родители. Большинство респондентов сказали: главное – чтобы ребенку нравилось заниматься.

С идеей детской футбольной школы Семенцов обратился к томичам-предпринимателям Дмитрию Стародубцеву и Игорю Ковалеву, основателям DI Group. Семенцов, Ковалев, Стародубцев инвестировали в проект около 2 млн руб. (по данным «СПАРК-Интерфакса», Семенцову принадлежит 34% ООО «Лига спорта», а Ковалеву и Стародубцеву – по 33%).

Как бывший краснодеревщик построил единственную фабрику стрелковых луков

Он начал с создания спроса на спортивную экипировку

Семенцов открыл первую школу в Томске в марте 2013 г. в спортивном комплексе «Гармония». Открытие футбольной школы в 2013 г. обошлось примерно в 100 000 руб. (сейчас дороже – 150 000 руб.). Деньги пошли на покупку мячей, формы, зарплату тренерам, контекстную рекламу, аренду закрытого футбольного поля. У «Юниора» и сейчас нет ни одного собственного помещения. Аренда спортзала стоит 500–3000 руб. в час. Стоимость абонемента на восемь занятий в «Юниоре» – от 4000 руб. в Томске до 5000 руб. в Новосибирске. По меркам Сибири недешево – в 2 раза дороже, чем в других спортивных секциях. Однако идея оказалась востребованной.

В последнее время платные футбольные секции становятся популярными, говорит директор спортивной академии футбольного клуба «Локомотив» Алексей Щиголев. Например, на занятия в школу «Локомотива» два года назад записалось 50 детей, а в этом году – 300. Спрос формируют родители, которые хотят, чтобы их дети занимались спортом, а не сидели у телевизора или в соцсетях, к тому же здоровый образ жизни – это модно, комментирует Евгений Казанцев, основатель сети футбольных школ «Чемпионика» (основана в 2013 г., число собственных школ в Москве – 50, количество франчайзи в регионах – 45).

Сейчас у «Юниора» уже 22 собственные школы и еще 195 школ-франчайзи в России и СНГ, в которых тренируется 16 000 детей. В прошлом году выручка компании составила 112 млн руб., а рентабельность – 50%. В ближайшее время «Юниор» появится в Германии и Сингапуре. Ниша только формируется: потенциальными учениками футбольной школы могут стать 3% россиян – все мальчики в возрасте от 3 до 14 лет, убежден Семенцов.

На футбол за наклейку

На первое занятие пришло всего пять детей, вспоминает Семенцов. «После двух первых месяцев занятий ученикам становилось скучно, они отказывались приходить», – вспоминает Семенцов. Юным футболистам надоедали однообразные упражнения. 70–90% пришедших покупали абонемент, но через месяц половина переставала посещать тренировки. Семенцов вспомнил собственное детство: он занимался в спортшколе, но быстро потерял интерес к однообразным упражнениям и бросил секцию. По словам Семенцова, группа начинает приносить прибыль, если ее посещает минимум 12 детей.

Бегают с мячом

71,75 млн россиян занимаются спортом, следует из данных ВЦИОМа
12,2 млн граждан играют в футбол, следует из данных Российского футбольного союза

Пришлось менять систему обучения. По словам Семенцова, в «Юниоре» нет жесткой дисциплины, как в традиционных детско-юношеских спортивных школах. Все упражнения стали игровыми. Тренеры начали раздавать детям наклейки с эмблемами футбольных клубов в качестве награды за урок. Себестоимость альбома с 96 наклейками была копеечной – 150 руб., компания заказала 50 альбомов. Постепенно отсев замедлился и ученики стали задерживаться в школе не по 3–4 недели, как раньше, а по 7–9 месяцев. К концу 2013 г. число постоянных учеников выросло с 5 до 60. Есть даже несколько учеников, которые посещают занятия с открытия школы – три года. Сейчас в Томске работает три школы «Юниор».

Но это были доморощенные тренерские попытки – не хватало системного подхода к работе с детьми. И через год Семенцов привлек к разработке методики специалистов Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья, футбольного тренера Сергея Герасимца, психолога Ирину Рюхину, бывшую баскетболистку и основательницу Агентства спортивной психологии, немецкого футболиста Михаэля Ённинга (тренирующего юношескую сборную Германии). Разработка системы обучения обошлась «Юниору» в 1 млн руб. Внедрять методику начали в 2015 г. сразу во всех «Юниорах». Семенцов говорит, что по ней детей учат в игровой форме, один тренер ведет небольшую группу – не более восьми детей. Тренерам запрещено критиковать, понукать и захваливать юных футболистов.

Пошел по друзьям

Семенцов долго уговаривал друга детства – архитектора и любителя футбола Артема Казанцева основать школу в Новосибирске. В марте 2014 г. тот согласился. На первое занятие записалось 30 детей, и это окупило все затраты (100 000 руб.). «На первом занятии мы заработали больше, чем за три месяца в Томске», – хвастается Семенцов. Сейчас в Новосибирске работает 12 спортивных школ «Юниор».

После успешного опыта в городе-миллионнике Семенцов решил открывать школы в больших городах. В том же году в партнерстве с другим другом детства (вместе учились в школе в Горно-Алтайске, откуда Семенцов родом) Семенцов открыл две школы в Барнауле.

Как облагородить спорт

Экономист Евгений Гонтмахер предлагает обсудить возвращение к идеалам Пьера де Кубертена

Осенью 2014 г. Семенцов продал новый автомобиль Nissan, а еще один друг, Алексей Анисимов, – Lexus. Они отправились завоевывать Москву. Затраты на аренду полей в Москве оказались выше, чем в регионах, но в целом расходы остались прежними – около 150 000 руб. на одну школу. «Юниор» арендовал два поля – на Рублевке и у ст. м. «Павелецкая». С открытием школ помог бывший полузащитник «Томи» Василий Янотовский, которому принадлежит 20%-ная доля в московских «Юниорах». Сейчас в Москве шесть школ. После Москвы Семенцов решил попробовать продавать франшизу.

Тренеры-любители

«Франшиза – самый быстрый путь развития. Не нужно нанимать персонал, управляющих, организация лежит на плечах владельца. К тому же мы не смогли бы сами открыть 200 школ – это было нам не по карману», – признается Семенцов. Франчайзи сразу платит взнос в 250 000 руб., а если население города меньше 200 000 человек, он платит роялти – 10 000 руб. в месяц. В большом городе и при ежемесячной выручке более 200 000 руб. франчайзи отчисляет «Юниору» 5% выручки.

По словам Семенцова, система держится на энтузиастах, которые не просто открывают школу, но и сами увлекаются футболом и даже тренируют детей. «В ближайшее время мы хотим сделать правилом, чтобы франчайзи присутствовал на каждом занятии», – сказал Семенцов. Первую франшизу на открытие футбольных школ в пяти городах (Волгограде, Астрахани, Сочи, Краснодаре, Вологде) приобрел знакомый Семенцова.

Бывший менеджер банка «ВТБ 24» Артур Калин из Санкт-Петербурга приобрел франшизу в феврале 2015 г., увидев объявление в интернете. Он говорит, что вряд ли смог бы сам открыть спортивную школу: у него не было ни методики, ни конспектов занятий. К тому же он не выдержал бы конкуренцию с двумя работающими в городе школами «Юниор». Сейчас у школы Калина 150 000–200 000 руб. выручки в месяц, у нее 80 учеников. Калин говорит, что ему нравится тренировать детей.

К концу 2015 г. у «Юниоров» было уже более 200 партнерских школ. И сейчас сеть Семенцова получает 90% выручки за счет франчайзи.

Из Томска в Глазго

Для родителей, да и для самих юных футболистов важна достойная цель тренировок. В 2015 г. сотрудники Семенцова написали письмо в известный футбольный клуб «Селтик». И в конце декабря 2015 г. сеть «Юниор» подписала договор о сотрудничестве с детской футбольной академией при «Селтике» (копия есть у «Ведомостей»). По словам Семенцова, эта футбольная академия планирует приглашать в Глазго перспективных учеников «Юниора» в возрасте от 10 до 14 лет. Подобные соглашения «Юниор» хочет подписать с детскими футбольными академиями греческого «Олимпиякоса», испанского «Реал Мадрида» и португальского «Спортинга».

Том Сауэр, директор и основатель Puma School of Speed, говорит: вероятность, что ученики «Юниора» станут профессиональными футболистами, низкая. По словам Сауэра, как правило, футболистами становятся дети бедных родителей, которые не могут платить за занятия. «Если у ребенка действительно есть талант, то он будет заниматься в футбольной школе «Спартака» или другой команды, там обучение бесплатное», – говорит Сауэр. Он считает, что бизнес-модель «Юниоров» выстроена грамотно: в России мало детских футбольных школ, а тренеры обращаются с учениками довольно жестко.