ПД-14 прорвался в небеса

Двигатель ПД-14, разработанный пермским конструкторским бюро «Авиадвигатель», стал победителем номинации «Машиностроение» по итогам интернет-голосования «Событие года. Россия 2015», проведённого Национальным центром трудовой славы и альманахом «Время России».

Отбор лучших проектов продолжается. Сейчас ПД-14 борется за звание главного проекта России 2015 года. Финальный этап голосования проводится на интернет-сайте. Результаты голосования будут подведены 12 июня.

То, что двигатель ПД-14 успешно прошёл лётные испытания, можно без стеснения назвать одним из важнейших событий российского авиастроения. На уровне же Пермского края это не только результат гениальной работы пермских конструкторов, но и один из закономерных результатов работы, проводимой губернатором края с целью развития и поддержки промышленности как одного из приоритетных направлений.

Разработчиками ПД-14 являются конструкторское бюро «Авиадвигатель» и Пермский моторный завод. В ноябре 2015 года в рамках заседания президиума Госсовета РФ губернатор Пермского края Виктор Басаргин и генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев презентовали президенту России Владимиру Путину новый двигатель. Глава государства назвал разработку большим событием в отечественной авиации. В ноябре 2015 года начались лётные испытания ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. М. М. Громова. Испытания прошли успешно, и теперь можно с уверенностью сказать, что проект ПД-14 состоялся.

ПД-14 - отечественный двигатель пятого поколения, предназначенный для новых российских ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21. Авиадвигатель создан в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Проект создания двигателя ПД-14 изначально предусматривает разработку унифицированного газогенератора для дальнейшего создания на его базе целого семейства двигателей для разных видов летательных аппаратов и наземных установок (газоперекачивающих агрегатов и электростанций).

Об успехах пермских инженеров глава региона Виктор Басаргин неоднократно докладывал президенту страны Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву, защищая интересы краевых предприятий на самом высоком уровне.

Иван Павлецов, начальник ведущего отдела семейства двигателей ПД АО «Авиадвигатель», отмечает, что ПД-14 полностью соответствует требованиям, предъявляемым к современным двигателям.

Иван Павлецов, начальник ведущего отдела семейства двигателей ПД АО «Авиадвигатель»:

- Если присмотреться к двигателю в полёте, видно, что шлейф выбросов у него, по сравнению с другими двигателями, отсутствует. По шуму он тише, чем те двигатели, которые стоят на самолёте, на летающей лаборатории. По всем параметрам он прошёл лётные испытания без замечаний. То, что это двигатель пятого поколения, означает, что он стал в буквальном смысле горячее - сжигание топлива в газотурбинной камере происходит при более высоких температурах, нежели в двигателях четвёртого поколения. При этом, во-первых, происходит экономия горючего (в среднем на 10-15%), а во-вторых, уменьшилось воздействие на экологию. Двигатель отвечает всем международным стандартам, плюс ко всему в этой части создан резерв на перспективу. Подобных прорывов в отечественном авиадвигателестроении за последние десятилетия не было.

У нас есть прямой конкурент - это двигатель Pratt & Whitney. Сейчас начинаются испытания МС-21 с двигателем Pratt & Whitney, как планировалось изначально. После того как пройдут испытания с двигателем Pratt & Whitney, аналогичные испытания пройдёт двигатель ПД-14. Поэтому у нас очень жёсткие условия - подкачать никак нельзя.

В 2017 году должны завершиться все сертификационные испытания ПД-14, а в 2018 году пермские двигатели должны быть установлены на отечественных самолётах МС-21 и полностью перейти в коммерческую эксплуатацию.