Размеры обычного «коммерческого» цыпленка-бройлера в результате селекции за последние полвека удвоились, а птица набирает массу в два раза быстрее. Для производителей мяса это означает сокращение расходов и более быстрое получение прибыли. Однако сейчас такие компании, как сеть магазинов Whole Foods Market и сеть кофеен Starbucks, делают ставку на покупателей, готовых заплатить больше за цыпленка, выросшего неторопливо.
Растущий спрос на такое мясо отражает изменение покупательских взглядов на продукты питания и методы их производства в пользу более гуманных и натуральных. Такое решение касается благополучия животных и особенностей вкуса курятины, заявил Тео Вининг, отвечающий за закупки мяса в Whole Foods. По словам Вининга, он рассчитывает на маркетинговую программу, схожую с французской Label Rouge.
Мясо птиц, которые росли медленнее и зачастую на свободном выгуле, может стоить на 20–200% дороже обычного, по расчетам отраслевых экономистов. «Большинство людей не хотят выкладывать такие суммы за цыпленка на своем столе», – замечает Джерри Мойе, руководитель селекционной компании Cobb-Vantress, принадлежащей Tyson Foods.
Три мировых гиганта – Aviagen, Cobb-Vantress и Hubbard (на их кроссах работает большинство производителей курятины) заявляют, что в ходе селекции придавали особое значение таким характеристикам, как быстрый набор веса птицей, что, в свою очередь, позволяет компаниям сокращать производственные затраты и делает мясо птицы доступнее для потребителя. По словам селекционеров, в сочетании с другими характеристиками, например устойчивой кардиоваскулярной системой и скелетом, куры становятся здоровее, тогда как в прошлом у птиц случались сердечные приступы и деформировались ноги.
Благодаря современному подходу (произвести больше килограммов мяса, потратив на это меньше корма) птицеводство позволяет достигнуть глобальной цели – накормить растущее население планеты, рассуждают селекционеры. В 2016 г. во всем мире может быть произведено рекордных 89,7 млн т куриного мяса, по данным минсельхоза США (USDA).
Однако такие компании, как Nestle и Bon Appetit Management, в некоторых странах подталкивают поставщиков избегать последних достижений генетики. Они опасаются, что десятилетия селекции привели к болезням, проблемам с мускулатурой и лишили мясо вкуса. В итоге производители предпочитают работать, например, с кроссом JA57, птицы которого растут минимум 81 день, согласно Hubbard, тогда как коричневые куры Rowan Ranger от Aviagen вырастают примерно за 56 дней.
Как ожидает Whole Foods, переход на свежее мясо более медленно выращенных птиц может занять около восьми лет.
Сейчас продажи таких птиц ничтожно малы – около 1–3% мировых поставок кроссов кур.
Крупнейшие компании в области генетики и селекции сельскохозяйственной птицы, работающие с Tyson и Perdue Farms, не видят особых перспектив в использовании кроссов медленнее выращенных кур: это означает высокие цены для потребителей и излишний расход ресурсов. «Эффективность корма значима не только с точки зрения затрат, но и с точки зрения экологии», – замечает вице-президент по исследованиям Aviagen Дерек Эммерсон. Чем быстрее растет цыпленок – тем меньше воды и корма требуется ему, тем меньше отходы производства, поясняет он.