«Ренова» готова продать иностранным партнерам миноритарный пакет «Аэропортов регионов», сохранив за собой контроль, рассказал Вексельберг в интервью «Ведомостям» (см. стр. 08–09). «Мы разговариваем с РФПИ [Российский фонд прямых инвестиций], а за ними стоят иностранные инвесторы», – уточнил он. Цель продажи пакета – привлечь больше денег на развитие бизнеса: «у нас большие проекты», объяснил Вексельберг, приводя в пример новый аэропорт «Южный» под Ростовом-на-Дону.
Представитель РФПИ подтвердил, что фонд ищет инвесторов для «Аэропортов регионов», но от других комментариев отказался.
«Аэропорты регионов» владеют и управляют аэропортами Екатеринбурга («Кольцово»), Самары («Курумоч»), Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода, в 2015 г. они приняли 9,47 млн человек (на 8,7% меньше, чем годом ранее). Одна из структур «Аэропортов регионов» – «Ростоваэроинвест» в 2015 г. занял в Газпромбанке 15 млрд руб. на строительство аэропорта под Ростовом-на-Дону, говорил гендиректор УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский. Еще один новый аэропорт холдинг строит в Саратове.
Одновременно «Ренова» обсуждает с ВТБ покупку контрольной доли в ООО «Воздушные ворота Северной столицы» – концессионере петербургского аэропорта «Пулково», рассказал Вексельберг: «Проект привлекательный. Нормальная бизнесовая ситуация – продавец хочет продать дороже, мы хотим купить дешевле. Договоримся – хорошо, нет – что делать».
Консолидированные финансовые показатели холдинг не раскрывает, а суммарно четыре аэропорта заработали в 2014 г. 9 млрд руб., получили 2,9 млрд руб. прибыли от продаж и 2,1 млрд руб. чистой прибыли (данные РСБУ).
Если сравнивать эти аэропорты с аналогичными активами, то весь холдинг может стоить $1,5–2 млрд, включая долг, оценивает аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. На конец 2014 г. кредиторская задолженность четырех аэропортов и также входящих в холдинг АО «Аэропорты регионов» и ООО «Аэропорт-холдинг» составляла около 20 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».
Задачу найти профильного инвестора, которую ставит «Ренова», еще в 2012 г. решил «Базовый элемент» Олега Дерипаски – владелец «Базэл аэро» (аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика). 30% «Базэл аэро» были проданы Changi Airport Group (управляет аэропортом Сингапура), 20% минус 1 акция – «Сбербанк капиталу», 50% плюс 1 акция остались у «Базового элемента». «Опыт и знания Changi очень ценны, – заверяет гендиректор «Базэл аэро» Леонид Сергеев. – Новый акционер консультирует нас по пяти направлениям: авиационной коммерции (в том числе помогает привлекать в наши аэропорты азиатских перевозчиков), неавиационной коммерции, качеству сервиса, планированию инфраструктуры (согласование мастер-планов новых терминалов, соотношение в них площадей разного назначения) и автоматизации». В 2015 г. «Базэл аэро» создала с Changi и РФПИ консорциум (у каждого по 1/3), выигравший конкурс на покупку у «Шереметьево» аэропорта Владивостока; сделка пока не закрыта.
«Продажа миноритарной доли в инфраструктурном активе крупному профильному инвестору – практика, распространенная во всем мире, – констатирует Юминов. – Инвестор приносит мировую экспертизу, в первую очередь в сфере IT-решений, внутренней логистики». Со временем такое сотрудничество может вылиться во что-то большее, например IPO – компания с акционером международного уровня станет гораздо более привлекательной для инвесторов, считает аналитик.
Возможно, «Аэропорты регионов» привлекут в качестве соинвестора ту же Changi (азиатские инвесторы сейчас очень активны) или немецкую Fraport, с которой они могут стать партнерами по «Пулково», рассуждает менеджер аэропортового холдинга.
Представители Changi и Fraport на запросы «Ведомостей» не ответили.