В 2015 г. компании McKinsey и LeanIn.org отслеживали долю женщин среди работников в 118 компаниях и опросили тысячи работников обоего пола. Как показало это исследование под названием «Женщины на рабочем месте» (Women in the Workplace), женщин в технологических компаниях крайне мало, особенно на высоких постах в разработке и финансах. А сами женщины уверены, что их пол мешает карьерному росту.
Крупные компании вроде Cisco и Microsoft запускают программы для студентов, чтобы заинтересовать их изучением точных наук, инженерного дела и математики. Но исследователи обнаружили, что в технологических компаниях женщин среди новичков – 36,8%, тогда как в остальных отраслях их, как правило, половина.
Опрос около 9000 сотрудников обоих полов из 26 технологических компаний показал: у женщин пессимистичный взгляд на свою роль на работе. 29,9% женщин считают, что их пол стал причиной того, что они не получили очередного повышения по службе или увеличения зарплаты. 37,1% уверены, что из-за своего пола они в будущем непременно окажутся в неравном положении с коллегами-мужчинами. В нетехнологических компаниях таких взглядов придерживается 21,6 и 22,8% женщин соответственно.
Трудности совмещения
Около 40% представителей обоих полов признают, что работа мешает семье. Отчасти из-за этого компании вроде Netflix и Amazon вводят программы для родителей. Гендиректор Autodesk Карл Басс говорит: «Важно не то, что вы говорите, а то, что вы делаете. Если вы не можете на словах нарадоваться уходу сотрудницы в декретный отпуск, а на деле не повышаете в должности тех, кто может забеременеть, – это формирует четкое послание подчиненным».
Некоторые женщины – топ-менеджеры объясняют разницу нехваткой женщин на руководящих постах. «Если у вас перед глазами нет примера, кем вы могли бы стать, у вас нет и дополнительных стимулов проламываться через всевозможные барьеры», – говорит Джулия Харц, сооснователь сайта по продаже билетов Eventbrite.
Гендиректор стартапа по созданию электромобилей NextEV Падмашри Уорриор вспоминает, как она просила рекрутеров предлагать кандидатов разного пола. Сейчас ее команда делает это без напоминания. Cisco следит, чтобы хотя бы один из проводящих собеседования был того же пола или национальности, что и кандидат на работу. Это увеличило наем женщин на 50%, уверяет Руба Борно, вице-президент Cisco.
Карьерные амбиции россиянок заканчиваются средним руководящим уровнем
Как показало исследование Hays, шагнуть выше они не мечтают не только из-за объективных препятствий
Около 36% женщин в технологических компаниях работают программистами. Среди мужчин в этой сфере занято 57%. В компании – производителе аналитического программного обеспечения (ПО) Hearsay Social захотели привлечь слабый пол в разработки. Сооснователь и гендиректор компании Сара Ших организовала обучение программированию, и две женщины из технической поддержки стали разработчиками ПО.
Мужская культура, царящая во многих технологических компаниях, не лучшая приманка для женщин, сожалеет старший директор по исследованиям Института гендерных исследований Мишеля Клеймана Стэнфордского университета Каролина Симар. «Когда ты единственная женщина среди топ-менеджмента, каждый день чувствуешь себя в изоляции. Это нелегко», – говорит она. Проблема усугубляется отсутствием наставников в компаниях с мужской моделью лидерства. Басс из Autodesk замечает, что во многих компаниях учить женщин соглашаются только женщины.