Воронежский технопарк Масловский получил почти 200 млн рублей на создание инфраструктуры

Новосибирская область получит 8,62 млн рублей на переселение соотечественников





«Тинькофф банк» выплатит компенсацию вкладчикам, которым по своему усмотрению понизил ставку в 2015 г.

«Тинькофф банк» отменил решение о снижении процентной ставки по вкладам, принятое в одностороннем порядке, следует из сообщения банка. Ставка была снижена с 1 июля 2015 г., это касалось пополнений по договорам дорогих вкладов, заключенных с конца декабря 2014 г. по апрель 2015 г., когда банки резко повысили доходность вкладов после скачка ключевой ставки до 17%.

Клиент «Тинькофф банка», которому тот понизил ставку, рассказал «Ведомостям», что банк обещал перечислить средства в течение двух дней: «Конечно, приятно получить [компенсацию]». Однако он сомневается, что банк пошел на это добровольно.

Не первая компенсация

10 млн руб. – столько получили вкладчики по итогам рассмотрения подобных дел в 2009 г., в том числе комиссии за закрытие вкладов, которые изначально в договорах отсутствовали, вспомнил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров

Решению банка предшествовало разбирательство с ФАС. В октябре 2015 г. комиссия ФАС признала, что «Тинькофф банк» нарушил закон о защите конкуренции, поскольку если бы клиенты знали о предстоящем снижении ставки, то могли бы разместить деньги в других банках. ФАС вынесла банку предписание выплатить клиентам недополученный доход, однако банк его не исполнил и в марте был оштрафован на 300 000 руб. Параллельно шло разбирательство в арбитражном суде по иску «Тинькофф банка», в котором тот требовал признать незаконным решение и предписание антимонопольной службы, но в итоге 1 июня суд вынес решение в пользу ФАС.

«Мы не согласны с этим решением и могли бы обжаловать его дальше, однако мы решили урегулировать эту ситуацию сейчас», – приводятся в сообщении банка слова предправления Оливера Хьюза. После декабря 2014 г. банк принял «непростое решение снизить ставку на пополнения дорогих вкладов», указывает Хьюз и объясняет, что банк пошел на этот шаг, «чтобы защитить капитал и доход банка в период волатильности, высоких ставок на вклады и падающих доходов в банковском секторе». По его словам, сейчас «Тинькофф банк» показал сильные финансовые результаты в I квартале и «поддерживает высокий уровень капитала и ликвидности, что позволяет развивать бизнес и расти дальше».

В I квартале 2015 г. «Тинькофф банк» получил убыток на 200 млн руб., а фондирование подорожало с 10,1 до 13,3%, при этом ставка по вкладам в начале года доходила до 18% годовых. Его прибыль по итогам I квартала 2016 г. достигла 1,9 млрд руб.

Финансовые обстоятельства

«В решении, о котором говорят чуть ли не как о благотворительности, ничего не говорится о компенсациях за задержку выплаты процентов в полном объеме, очевидно, что часть вкладчиков, закрывших за это время счета по разным причинам, не обратятся за получением доплаты. Но, мягко говоря, неоднозначной представляется предельная откровенность < ...> Оливера Хьюза, который заявил, что банк решил не платить проценты, поскольку были проблемы с деньгами, а теперь, когда деньги появились, долг возвращается клиентам. Ссылка на финансовые обстоятельства как основную причину нарушения может еще больше насторожить реальных и потенциальных вкладчиков».
Из ответа пресс-службы Финпотребсоюза на запрос «Ведомостей»

Сколько «Тинькофф банк» должен выплатить и какому количеству клиентов, представитель банка не раскрывает, но уверяет, что расход не является материальным и полностью признан в отчетности по МСФО за прошедшие периоды, созданный резерв отражен в составе обязательств по клиентским счетам. «Это не повлияет на финансовые результаты», – подтверждает аналитик Fitch Дмитрий Васильев. Решение банка о снижении ставок в 2015 г. не вызвало существенного оттока средств клиентов, говорит он. «Были недовольные клиенты, – признает представитель банка, – однако мы не увидели ни по одному фундаментальному показателю, что это как-либо сказалось на отношении к банку». Впрочем, из отчетности следует, что с 1 июля 2015 г. средства на счетах клиентов увеличились на 24,5% с 71,7 млрд до 89,3 млрд руб., в то время как с января по июль рост был более значительный – 65,5%. Представитель банка не смог уточнить, сколько вкладчиков получат выплаты.

Представитель «Тинькофф банка» указывает, что суд не нашел нарушений прав потребителей, поскольку возможность была прописана в условиях, а клиенты были уведомлены. Он ссылается на иск общества защиты прав потребителей к банку: Хорошевский районный суд Москвы в нем истцу отказал.

Однако арбитражный суд в двух инстанциях при рассмотрении иска «Тинькофф банка» к управлению Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу решил иначе. Суд признал, что привлечение средств во вклад с последующим ухудшением потребительских свойств вклада нарушает права потребителя на получение услуг того качества, которое было предусмотрено договором, указывает партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Суды посчитали, что возможность пополнения вклада и процентная ставка на сумму его пополнения является существенным условием договора, поскольку влияет на выбор потребителя.