Самыми знаковыми можно назвать переходы финдиректора Morgan Stanley Руфь Порат в 2015 г. на работу в Alphabet и бывшего финдиректора Blackstone Лоренса Тоси, в том же году присоединившегося к Airbnb. Но куда более важную роль сыграли первые финдиректора Кремниевой долины. Им приходилось на ходу переучиваться по мере того, как росла компания, и взваливать на себя необычные обязанности. История трех финдиректоров – Сары Фриар (Square), Уилла Гейбрика (Stripe) и Брайана Робертса (Lyft) – дает представление, с чем приходится сталкиваться финансистам в Кремниевой долине.
Сара Фриар стала финдиректором компании Square по проведению мобильных платежей Square в 2012 г. Она сравнивает свою
работу с усилиями второго гребца в академической гребле, который помогает первому задавать темп. На носу лодки – основатель Square Джек Дорси, сейчас – гендиректор Square и Twitter. С ним хорошо работать, говорит Фриар: «Я брала на себя обязанности, которые вряд ли привычны для обычных финдиректоров». Среди них было даже развитие инфраструктуры (серверов и баз данных).
Прошлой осенью Фриар, уроженка Северной Ирландии, вывела Square на IPO. Square разместила акции по $9 – ниже прогнозируемой цены в $11–13 и куда ниже той, которую заплатили частные инвесторы во время раунда финансирования 2014 г. – $15,46. Зато компания стала одним из последних стартапов, сумевших пройти IPO до того, как волатильность на рынке заставила остальных отложить размещение акций. Имея за плечами более чем десятилетний опыт работы аналитика в Goldman Sachs, было странно оказаться по другую сторону стола переговоров, вспоминает Фриар.
Один из главных вызовов для бывшего банкира – наем сотрудников и грамотное управление ими. Когда Фриар пришла в Square, там было 250 работников. Сейчас – 1500. «Банкиры не принимают новых работников в штат такими темпами, – говорит Фриар. – На работу с людьми в технологической компании уходит невероятное количество времени».
У финдиректора компании интернет-платежей Stripe Уилла Гейбрика необычное резюме: программист, финансовый аналитик, юрист и
предприниматель. Правда, навыки программирования он уже давно растерял. Но понимание принципов программирования немало помогало в работе с клиентами – интернет-компаниями, говорит он.
Гейбрик познакомился с основателями Stripe, братьями-ирландцами Джоном и Патриком Коллисонами, когда инвестировал в их компанию – его венчурный фонд участвовал в раунде в 2014 г. С капитализацией в $5 млрд Stripe является одним из самых дорогих стартапов в Сан-Франциско, а среди его инвесторов известные бренды Sequoia, Kleiner Perkins и Founders Fund. Но отношения с инвесторами оказались незначительной частью обязанностей Гейбрика. Он сравнивает финансистов с толмачом, превращающим запутанную финансовую инфраструктуру в понятный для клиентов интерфейс Stripe. Самой же большой сложностью в новой работе он называет тайм-менеджмент: «Когда приходишь в компанию, которая так быстро растет, вопрос в том, сможешь ли ты настолько же ускорить свой метаболизм».
Компания Lyft ведет жесткую конкурентную борьбу с Uber. Ее финдиректор Брайан Робертс работал в Microsoft, Walmart, а из финансовых
компаний – в Evercore и Lazard Frеres. В Lyft он пришел полтора года назад. Впервые стартап стал местом его работы, а Lyft впервые обрела финдиректора. «За что люблю свою работу, так это за то, что она крутится не только вокруг цифр», – говорит Робертс.
Когда Брайана в 2014 г. зачислили в штат, Lyft была второй после Uber, но сильно отставала от лидера. Инвесторы вложили в нее $350 млн. С тех пор Робертс помог привлечь еще $2 млрд, в том числе от Alibaba и инвестора-активиста Карла Айкана. Многие финдиректора не хотели иметь дел с Айканом, прославившимся яростными атаками на компании. Но Робертс уверяет, что именно Lyft первой обратилась с предложением к Айкану и благодарна ему за финансовые советы. Привлечение инвестиций не обошлось без сбоев отчасти из-за усилий Uber помешать конкуренту. Так, Uber требовала от своих потенциальных инвесторов, прежде чем дать доступ к собственной финансовой информации, подписать соглашение, что они не станут вкладываться в конкурирующие проекты.
Робертсу 47 лет, а средний работник Lyft во возрасту чуть ли не вдвое моложе. Но он видит в этом и положительные стороны: «До определенного возраста вы можете не обращать внимания на реальность, выдвигая идеи. 80% не сработает, но 20% – гениальные находки». Его работа, говорит Робертс, – выискивать прорывные идеи и следить за их воплощением в жизнь.